Внешнеторговый контракт эксклюзивной дистрибьюции (дистрибьюторское соглашение) – договор с иностранным контрагентом, по которому одна сторона (дистрибьютор) обязуется приобретать товары у другой стороны (поставщика), осуществлять их реализацию и продвижение на определенной территории. В статье рассмотрены аспекты, которые нужно учесть при подготовке данного вида внешнеторгового договора. 12 правил дистрибьюторского соглашения. Внешнеторговый контракт эксклюзивной дистрибьюции >

12 правил дистрибьюторского соглашения

Что нужно предусмотреть при заключении контракта экслюзивной дистрибьюции?

Friday, June 09, 2017
Внешнеторговый контракт эксклюзивной дистрибьюции (дистрибьюторское соглашение) – договор с иностранным контрагентом, по которому одна сторона (дистрибьютор) обязуется приобретать товары у другой стороны (поставщика), осуществлять их реализацию и продвижение на определенной территории.

При подготовке дистрибьюторского соглашения нужно учесть указанные ниже условия, специфичные именно для данного вида внешнеторгового договора.

1. Предмет соглашения. Товары, на которые распространяется дистрибьюторское соглашение. Перечень товаров нужно четко прописать в соглашении, либо в приложениях к нему. Если соглашение распространяется на отдельную продукцию поставщика, необходимо указать отличительные характеристики товара.

2. Территория действия дистрибьюторского соглашения. Нужно указать территорию сбыта продукции, на которую распространяются положения соглашения.

3. Условие об исключительности.  Дистрибьютор имеет исключительное право сбыта товаров на определенной дистрибьюторским соглашением территории. Поставщик обязуется не поставлять товары другим лицам на оговоренной территории и не пытаться реализовывать их самостоятельно.

4. Контроль за реализацией товаров со стороны поставщика. Отчетность дистрибьютора. Дистрибьютор может осуществлять реализацию продукции на территории как самостоятельно, так и посредством привлечения третьих лиц. Необходимо определить порядок контроля поставщиком состава участников сбытовой сети и условия вмешательства поставщика в работу создаваемой системы дистрибьюции. Возможны следующие варианты в зависимости от требуемой степени контроля:

Наименьшая. Свобода дистрибьютора при выборе партнеров и методов реализации продукции. Запрет вмешательства поставщика в деятельность по реализации товаров на территории.

Средняя. Дистрибьютор обязан информировать поставщика о выборе конкретных партнеров и методов реализации продукции. Поставщику при определенных условиях предоставляется право заблокировать работу дистрибьютора с отдельными партнерами и запретить определенные методы реализации.

Высокая. Необходимость получения предварительного разрешения поставщика на выбор партнеров и методов работы.

Помимо вышеописанных ограничений, дистрибьюторское соглашение, как правило, предполагает предоставление дистрибьютором отчетности о деятельности по реализации дистрибьюторского соглашения, а также общей финансовой отчетности дистрибьютора.

Мотивами контроля и ограничений часто выступают репутационные риски поставщика, глобальная ценовая политика, соблюдение международной конкуренции, императивных требований в юрисдикции поставщика (санкции, защита конкуренции, антиотмывочное законодательство, иные ограничительные и запретительные меры).

5. Права на интеллектуальную собственность, товарные знаки.  В дистрибьюторское соглашение обычно включают положения о правах дистрибьютора на интеллектуальную собственность, в том числе на конкретные торговые знаки. Также в соглашение включаются положения о необходимости регистрации на территории дистрибьютора соответствующего товарного знака согласно национальному законодательству. Иностранному поставщику - обладателю прав на товарный знак для защиты своих прав целесообразно заключить с дистрибьютором отдельный лицензионный договор, зарегистрировав его с положениями национального права дистрибьютора.

6. Рамочные условия поставки. В соглашении должны быть четко определены обязательства сторон в отношении поставки и импорта продукции, соблюдение требований таможенного и валютного законодательства, порядка заказа, оплаты, приемки товаров. В этом плане дистрибьюторское соглашение должно включать в себя все условия рамочного контракта ВЭД на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.

7. Условия о выборке продукции. Планы продаж. Предоставляя эксклюзивность на определенной территории, поставщик, как правило, требует от дистрибьютора обеспечить определенный уровень продаж продукции в течение срока действия соглашения. При невыполнении данных правил для дистрибьютора предусматриваются негативные последствия. Это может быть одностороннее расторжение или изменение договора, штрафы, неустойки.

8. Продвижение продукции на территории. Рекламные бюджеты. Дистрибьюторским соглашением определяется, как формируются маркетинговый план, рекламные бюджеты. Участвует ли поставщик в финансировании продвижения товара на территории. Каким образом осуществляются взаимодействия, в т.ч. взаиморасчеты по данному направлению.

9. Техническое сопровождение поставщика. Поставщик обычно предоставляет дистрибьютору консультативную помощь по продукции. В соглашении крайне желательно прописать гарантийные обязательства поставщика, а также обязательства по техническому сопровождению продукции, работ и услуг в интересах конечного пользователя. Здесь важно зеркально отразить обязательства, которые дистрибьютор и его партнеры будут нести перед конечными пользователями. Учесть требования по законодательству о защите прав потребителей, поставке запасных частей, эксплуатационной и обучающей литературы, возврат и замену некачественной продукции. 

10. Гарантии по объему поставок и уровню цен на продукцию. Для дистрибьютора важно зафиксировать в контракте определенный уровень цен на продукции, а также обязанность поставщика обеспечить предоставление необходимого количества товара. Невключение данных условий часто приводит к фактической блокировке исполнения контракта со стороны недобросовестных поставщиков.

11. Юридическая защита при нарушениях со стороны третьих лиц. В дистрибьюторском контракте необходимо указать перечень действий, которые стороны обязуются предпринять в случае нарушения третьими лицами интеллектуальных и иных прав поставщика на территории. В каких случаях дистрибьютор и поставщик будут обязаны прибегнут к методам правовой защиты, обратиться в судебные и правоохранительные органы. Какая из сторон будет финансировать мероприятия по защите данных прав.

12. Окончание действия. Выход из дистрибьюторского соглашения. Сторонам следует предусмотреть, что происходит по окончании действия дистрибьюторского соглашения. Возвращаются ли нереализованные товары. Как пресекается использование товарных знаков. Также следует предусмотреть, каким образом каждая из сторон может отказаться от дальнейшего исполнения дистрибьюторского соглашения. И какова цена одностороннего выхода. Какие компенсации оплачиваются при прекращении соглашения по вине одной из сторон.

Подробнее об условиях внешнеторгового контракта можно прочитать по данной ссылке.

31 октября 2019 года

Адвокат, кандидат экономических наук
Квирквия Б.А.

Если у Вас есть потребность в юридической консультации или в составлении контракта ВЭД, звоните нам по телефону: 8 (495) 133-85-88


Услуги в сфере ВЭД

Friday, June 09, 2017

Постановка правой работы компании в сфере ВЭД (Company Legal Environment)

Комплексный анализ текущей и планируемой деятельности. Подготовка и модернизация всех необходимых для успешного функционирования компании контрактов и локальных нормативных актов (процедур). Минимизация рисков в связи с исполнением налогового, валютного и гражданского законодательства.

Абонентское правовое обслуживание бизнеса (Legal Support of Business)
Если в штате компании, осуществляющей внешнеэкономические операции, отсутствует опытные юристы, юридическое обслуживание можно осуществлять через аутсорсинг – комплекс услуг, который включает консультационную поддержку, договорную работу и представительство компании в правоохранительных и судебных органах.

Досудебная экспертиза и урегулирование споров (Pre-Arbitral Audit and Dispute Resolutions)
Проводится в отношении представленной доверителем документации и сведений (контракты, рекламации, переписка с контрагентами) с целью определения судебной перспективы дела и применимого права/подсудности.

Ведение судебных процессов в сфере ВЭД и международного права (International business Litigation)
Взыскание убытков и компенсаций в случаях ненадлежащего исполнения контрактов, обжалование решений и действий органов государственной власти и управления в области экспорта и импорта, валютного, таможенного и экологического контроля и проч.

Защита бизнеса в уголовном и административном производстве
Участие адвоката с опытом работы в сфере ВЭД в качестве защитника в делах, связанных с предпринимательской и внешнеэкономической деятельностью.

Новости и полезная информация

Анализ ситуации
Коронавирус. Последствия наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)
14 марта 2020 года
Данным приказом установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
Судебная практика ТоргПромПраво
Для включения в ТРОИС- единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, не требуется доказательств ввоза контрафакта.
27 января 2020 года
Верховный суд РФ отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение. В своем постановлении № 305-ЭС19-17108 от 22 января 2020 года Верховный суд указал, что в противном случае действия таможенных органов по ведению ТРОИС будут связаны лишь с фактами уже свершившихся правонарушений, что, в свою очередь, противоречит указанному выше нормативному регулированию и лишает смысла ведение ТРОИС как средства, способствующего выявлению и оперативному пресечению правонарушений и защиты прав правообладателей.
Событие ТоргПромПраво
Компания ТоргПромПраво приняла участие в круглом столе по проблемным вопросам малого бизнеса в Префектуре Западного административного округа города Москвы
21 ноября 2019 года
В Префектуре Западного административного округа проведен круглый стол по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса в городе Москве. Представители бизнеса, Префектуры Западного административного округа и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) МКПП(р) обсудили актуальные вопросы взаимодействия малого бизнеса и государства.
Практика ВЭД
12 правил дистрибьюторского соглашения
31 октября 2019 года
Внешнеторговый контракт эксклюзивной дистрибьюции (дистрибьюторское соглашение) – договор с иностранным контрагентом, по которому одна сторона (дистрибьютор) обязуется приобретать товары у другой стороны (поставщика), осуществлять их реализацию и продвижение на определенной территории.
В статье рассмотрены аспекты, которые нужно учесть при подготовке данного вида внешнеторгового договора.

Общество с ограниченной ответственностью "ТоргПромПраво"

Адвокатский кабинет №2650 "ТоргПромПраво"
Адвокатской палаты Московской области

Москва, ЦАО, Русаковская ул., 13 БЦ "Бородино Плаза"