Если у Вас возникли вопросы, Практика поддержки государственного
заказа (ПГЗ) ТоргПромПраво готова предоставить Вам необходимые
разъясения и, при необходимости, оказать квалифицированную
юридическую помощь в области отношений, связанных с
исполнением Федеральных законов ?44-ФЗ и 223-ФЗ.
Напишите нам или позвоните по телефону +7 495 230 11 77
Вопрос: О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом,
своими силами.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2016 г. N ОГ-Д28-6773
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по
вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки представленных поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия
условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных
контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться
эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом
N 44-ФЗ.
При этом необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан
привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара,
выполненной работы или оказанной услуги, в случае если закупка осуществляется у единственного
поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 9,
14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд),
пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, результатов
выполненной работы, оказанной услуги своими силами (силами своих сотрудников) или с
привлечением экспертов, экспертных организаций.
Согласно части 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного
товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения
контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Таким образом, при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение
такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению
экспертиз результатов, предусмотренных контрактом.
При этом частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что приемка результатов отдельного этапа
исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется
документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания
приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается
заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в
письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В случае если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров,
работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников
заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы,
услуги.
Требования к экспертам, экспертным организациям установлены положениями статьи 41 Закона N
44-ФЗ.
Таким образом, требования статьи 41 Закона N 44-ФЗ не распространяются на случаи проведения
экспертизы заказчиком своими силами.
Учитывая изложенное, экспертом при проведении экспертизы силами заказчика может быть любое
должностное лицо заказчика.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в
случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации
специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных
правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти,
действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению
законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ