ФНС России выпустила письмо N ЕД-5-9/547@ от 23 марта 2017 г., которое может помочь избежать (или выиграть) споры с налоговыми органами по вопросам обоснованности налоговой выгоды.
Документ устанавливает общие правила предъявления налоговыми органами претензий при заключении договоров с контрагентами:
1. Допросов руководителей контрагентов и почерковедческих экспертиз недостаточно, даже, если руководитель контрагента заявляет о своей непричастности к этому контрагенту. Для того, чтобы сделать вывод о необоснованности налоговой выгоды, налоговым органам необходимо установить умышленные действия налогоплательщика, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов.
2. Претензии по фиктивности сделок налоговые органы могут предъявлять в следующих случаях:
📌 установлены факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику;
📌 доказаны обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок),
📌 имеются доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
3. По нереальности хозяйственной операции проверяется только первое звено контрагентов. При отсутствии доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику налоговым органам необходимо исследовать и доказывать недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика (только по первому звену). В этом случае налоговыми органами в качестве самостоятельного основания для возложения негативных последствий на налогоплательщика не могут приводиться признаки недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочкиперечисления денежных средств по выпискам банков.
4. Следует исходить из разумности и достаточности проверки контрагента при его выборе и заключении договора. При этом налоговыми органами исследуются следующие вопросы:
📌 отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;
📌 каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта;
📌 заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.
📌 отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании - поставщика (подрядчика) и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании покупателя (заказчика) при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
📌 отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании - контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
📌 отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
📌 отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в средствах массовой информации, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п. При этом следует принимать во внимание наличие доступной информации о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
📌 отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ; отсутствие у налогоплательщика информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности, а равно - свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, выданного саморегулируемой организацией.
5. В письме указано, что необходимо запрашивать у налогоплательщика по анализе добросовестности при выборе контрагентов (фиктивности сделок):
🏴 документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
🏴 результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
🏴 документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
🏴 деловую переписку.
Фактически в данном письме ФНС излагаются «правила игры» при выборе контрагентов, заключении и исполнении с ним договоров. В наших экономических реалиях этим настоятельно рекомендуется руководствоваться в своей работе всем действующим субъектам предпринимательской деятельности.
Кандидат экономических наук. Специализация в области арбитражного процесса, защиты прав предпринимателей, корпоративного права, недвижимости и налогов.
Общество с ограниченной ответственностью "ТоргПромПраво"
Адвокатский кабинет №2650 "ТоргПромПраво"
Адвокатской палаты Московской области Москва, Покровский бульвар, 14/6
рядом с метро Китай-город, Курская,Чистые пруды