Антимонопольные ограничения в дистрибьюторских отношениях. Вертикальные соглашения. Эксклюзивность
Юридические аспекты с точки зрения производителя и дистрибьютора
Friday, June 09, 2017
13 января 2024 года
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает достаточно жесткие критерии взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках дистрибьюторских соглашений. Эти ограничения следует учитывать при подготовке соответствующих соглашений о порядке взаимодействия производителя и продавца продукции. Изложенные ниже условия касаются ситуаций, когда и поставщик, и дистрибьютор осуществляют деятельность на территории РФ.
1. Вертикальные соглашения. Дистрибьюторский договор (соглашение), предметом которого является передача товара от производителя к покупателю соответствует признакам "вертикального" соглашения, установленным п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции. Исходя из этого на дистрибьюторский договор должен распространяться режим "вертикальных" соглашений, регламентированный Законом о защите конкуренции.
Запрещено заключать дистрибьюторское соглашение, одновременно соответствующее трем следующим критериям:
Критерий 1. Установление в соглашении фиксированной или минимальной цены продажи и (или) включение в текст договора запрета покупателю продавать аналогичный товар конкурентов. Критерий 2. Доля поставщика и/или покупателя (дистрибьютора) на товарном рынке (общем или региональном) составляет 20 процентов и более. Критерий 3. Стороны дистрибьюторского соглашения не входят в одну группу лиц (материнская и дочерняя компания, общий учредитель, руководитель и т.п.).
При необходимости введения ограничений, предусмотренных критерием 1, следует рассматривать возможность заключения вместо дистрибьюторских соглашений договора коммерческой концессии либо соглашения о порядке реализации продукции под определенным фирменным наименованием.
2. Ограничение эксклюзивности на отдельной территории. В соответствии с пп.3 п.4 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции…" запрещается заключение соглашений о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Под это правило подпадает: Условие об исключительной дистрибьюции, согласно которому поставщик обязуется поставлять товары (продукцию) только одному дистрибьютору в пределах одной территории или в пределах одной группы потребителей; Условие об исключительной покупке, которое обязывает дистрибьютора покупать товары в пределах определенного рынка только у определенного поставщика.
Включать данные условия в дистрибьюторский договор можно только в случаях, когда суммарная выручка поставщика и дистрибьютора от реализации товаров не превышает 400 миллионов рублей либо доля поставщика и/или покупателя (дистрибьютора) на товарном рынке товара (общем или региональном) составляет 35 процентов и более.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О защите конкуренции…" даже если дистрибьюторские соглашения не соответствуют вышеперечисленным условиям, такие дистрибьюторские соглашения могут быть признаны допустимыми, если их результатом является или может стать: 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса; 2) повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 3) получение конечными потребителями или лицами, права которых нарушены действиями сторон дистрибьюторского соглашения, преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным сторонами такого соглашения. Кроме того, Правительством РФ устанавливаются Общие исключения в отношении соглашений между продавцами и покупателями, которые имеют прямое отношение к сторонам дистрибьюторских соглашений.
3. Последствия нарушения антимонопольного законодательства при заключении дистрибьюторских отношений. Частью первой статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, участие в нем. За это нарушение установлена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, но не менее ста тысяч рублей.
Частью третьей статьи 14.32 КоАП установлена ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации "вертикального" соглашения либо участие в нем. Ответственность за данное нарушение- штраф на должностных лиц в размере до 30 000 рублей или дисквалификация на срок до 1 года; на юридических лиц - до 0,05 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, но не менее 50 000 рублей.
12 правил дистрибьюторского соглашения. Что нужно предусмотреть при заключении контракта эксклюзивной дистрибьюции?