Пределы осуществления ФНС прав по исчислению налоговой базы
Thursday, May 11, 2017
С 19.09.2017 года в Налоговом кодексе вступила в силу и действует статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
Данная статья законодательно закрепляет сложившуюся судебную практику по налоговым спорам по обоснованности уменьшения налоговой базы.
Основной постулат новой налоговой нормы закреплен в ее первой части. Там указывается, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы, либо суммы подлежащего уплате налога в результате: - искажения сведений о фактах хозяйственной жизни;
- искажения информации об объектах налогообложения.
Что такое искажение сведений о фактах хозяйственной жизни? Мнение налоговых органов по данному вопросу изложено в письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@. Так, ФНС считает, что характерными примерами такого "искажения" являются: - создание схемы "дробления бизнеса" для применения специальных режимов налогообложения;
- искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
- создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
- нереальность исполнения сделки сторонами (отсутствие факта ее совершения).
- неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.
Наряду с вышеизложенным, в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ указаны и другие условия признания законности уменьшения налоговой базы: - основной целью сделки не должно быть уменьшение налоговой базы;
- обязательства по договору должны быть исполнены стороной данного договора, если они не переданы третьему лицу в установленном порядке.
Об использовании формального документооборотамогут, по мнению налоговой, свидетельствовать факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц, использование одних IP-адресов, обнаружение печатей и документации контрагента в помещении налогоплательщика. В рамках исследования финансовых потоков налоговым органам необходимо учитывать, что перечисление денежных средств при осуществлении сделок с проблемным контрагентом, как правило, совершается в целях полного или частичного их возврата налогоплательщику, взаимозависимому (подконтрольному) лицу в наличной, безналичной форме, в виде ценных бумаг или натуральной форме.
Дополнительными доказательствами могут быть нетипичность документооборота, несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций). По всем таким фактам налоговой получаются пояснения налогоплательщика и ответственных лиц, а при получении информации, противоречащей показаниям свидетелей или собранным доказательствам, обеспечивается повторное получение пояснений налогоплательщика и ответственных лиц по установленным противоречиям. При получении пояснений и проведении допросов устанавливаются полномочия, а также функциональные и должностные обязанности лиц, исследуются вопросы, связанные с обстоятельствами заключения, сопровождения сделки и исполнения всех ее условий спорным контрагентом, предъявляются для пояснений документы.
Положения статьи, которые можно использовать в пользу налогоплательщиков. Часть третья статьи 54.1 предоставляет определенные гарантии соблюдения прав налогоплательщиков при оценке обоснованности налоговой выгоды. Так, статьей установлено, что не могут являться самостоятельным основанием признания налоговой выгоды необоснованной: - подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
- нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
- наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных, не запрещенных законодательством сделок.
Как обезопасить бизнес. В целях минимизации негативных последствий при проведении налоговых проверочных мероприятий мы рекомендуем соблюдать следующие условия:
1. Разработать и неукоснительно соблюдать политику организации по проверке контрагентов (деловая репутация, наличие техники, штата, транспорта, складов, оборудования, исполнение контрагентом обязательств по уплате налогов и прочих обязательных платежей, отсутствие споров по неисполнению обязательств, отсутствие руководителей в списке дисквалифицированных лиц);
2. Формировать досье по каждому контрагенту, хранить всю переписку, историю взаимоотношений, документы, подтверждающие полномочия директора и лиц, подписывающих документы;
3. Сохранять все документы по транспортировке, доставке и передаче товара;
4.Избегать заключения договоров с посредниками. Прописывать в договорах условия, исключающие возможность привлечения для исполнения третьих лиц без согласования с заказчиком.
АДВОКАТ
Квирквия Бадри Амлиниевич, к.э.н, налоговый консультант Тел. для консультаций: +7 (495) 230-11-77
Общество с ограниченной ответственностью "ТоргПромПраво"
Адвокатский кабинет №2650 "ТоргПромПраво"
Адвокатской палаты Московской области Москва, Покровский бульвар, 14/6
рядом с метро Китай-город, Курская,Чистые пруды